Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Актуальные темы | К списку

Каким будет Избирательный кодекс Республики Узбекистан?

Проект Избирательного кодекса Республики Узбекистан внесен на общественное обсуждение на портале “Обсуждение проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан”. Кроме того, проект размещен и на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.

Корреспондент УзА побеседовала о сути и значении проекта с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Гулнозой РАХИМОВОЙ.

– Избирательное законодательство имеет важное значение в общественно-политической жизни страны, играет незаменимую роль в обеспечении соответствия международным нормам и демократическим принципам подготовки и проведения выборов, – говорит Г.Рахимова. – Поэтому в своем Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев поставил задачу разработки и принятия Избирательного кодекса Республики Узбекистан.

Была создана рабочая группа по обеспечению исполнения Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики исходя из предусмотренных главой государства задач.

В состав рабочей группы включены депутаты, сенаторы, представители Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, Министерства юстиции, политических партий, Академии государственного управления и Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте, члены Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и ответственные работники ее секретариата, Ташкентского государственного юридического университета, а также опытные специалисты в сфере избирательного права, эксперты, ученые и практики.

Проект был подготовлен с учетом рекомендаций миссий по наблюдению за процессом выборов таких международных организаций, как Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организации сотрудничества, Содружество независимых государств, Всемирная ассоциация избирательных органов, Исламская организация сотрудничества.

В проекте Избирательного кодекса предусмотрена унификация действующих законов Республики Узбекистан "О выборах Президента Республики Узбекистан", “О гарантиях избирательных прав граждан”, “О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан”, “О выборах в областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов”, “О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан”.

В процессе подготовки проекта Кодекса проведена инвентаризация избирательного законодательства и обобщена национальная практика проведения выборов. Изучены избирательное законодательство и опыт более 15 зарубежных стран.

– Расскажите о проекте Избирательного кодекса и его важных аспектах.

– Проект Избирательного кодекса состоит из 18 глав, 100 статей, он усовершенствован следующими новыми правилами.

Например, предусмотрена отмена выделения специальных мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения Узбекистана. Однако, предлагается сохранение числа депутатов в Законодательной палате (150 мест).

Законом будут урегулированы правила внедрения единого электронного списка избирателей, путем внедрения единого документа отменено такое понятие, как “Избирательный листок”, избирательным бюллетенем можно воспользоваться в качестве основного документа во время досрочного голосования и в день выборов.

По вопросам организации, проведения и объявления результатов выборов будет внедрен порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

В процессе сбора подписей политическими партиями избирателю предоставляется право подписи для поддержки нескольких кандидатов или партий.

Копия протокола подсчета голосов незамедлительно вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее сорока восьми часов.

С завершением голосования предусматриваются конкретные действия участковых избирательных комиссий (подсчет голосов, составление протокола, сотрудничество с окружной избирательной комиссией и другие).

При образовании избирательных округов по выборам в представительные органы государственной власти максимально допустимое отклонение количества избирателей в избирательных округах не должно превышать 15 процентов.

Предусматривается, что в случае одновременного проведения выборов в Законодательную палату, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов окружными избирательными комиссиями по выборам депутатов Законодательной палаты образуются единые избирательные участки.

Путем аннулирования утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Положения о порядке избрания членов Сената Олий Мажлиса на законодательном уровне определяется порядок избрания членов Сената.

Внедряются требования к членам избирательной комиссии всех уровней и другие нововведения.

– Какие результаты даст принятие Избирательного кодекса?

– Его принятие даст возможность еще более качественного правового урегулирования избирательных отношений, обеспечения их соответствия международным нормам, устранения имеющихся противоречащих друг другу правил.

Это заложит фундамент для создания в стране здоровой межпартийной конкуренции и дальнейшей активизации деятельности политических партий, повышения правовой культуры и политической активности, повышения авторитета страны в мировом сообществе как демократического правового государства с сильным гражданским обществом.


Беседовала Норгул Абдураимова, УзА

756

01Август 2018


Актуальные темы